Понедельник, 20.11.2017, 12:19
Приветствую Вас Гость | RSS

МОТОТУРИСТ.spb.ru

Путешествия

Главная » Статьи » сезон 2008

Линия Маннергейма (УР Summa)
С тех пор как я впервые побывал на остатках финских укреплений Линии Маннергейма (советско-финская война 1939-1940гг) укреп-района Лейпясуо, я загорелся идеей поподробнее копнуть эту тему, съездть на другие места боев,  по возможности пролезть внутрь финских железобетонных крепостей. Покопавшись в интернете, почитав тематические сайты, я выяснил, что самые кровопролитные и тяжелые бои за Карельский перешеек шли в декабре 39го года-феврале 40го в секторе Сумма (Summa) у одноименной финской деревушки у озера Summajarvi (ныне озеро Желанное).
О планах этой поездки я рассказал на сайтах MOTO-TRAVELS.RU и TRANSALP-CLUB.RU . Примерно через неделю-полторы все желающие договорилист где кто с кем и когда встречается и вот, наступил день отъезда.
Окончательно, состав подобрался следующий:
Из Питера
я с женой на ТА600, Михаил (Shadow) -ТА600, Володя AX(Honda AX-1), Лёха Tranporter (Honda CB750),Володя Bobas (Honda XR250)
Иногородние:
Ярослав (Vat) - TA650 из Москвы и Сергей(serg)Кудряшов на Suzuki Djebej 250 из В.Новгорода.



Встретившись рано утром с Ярославом,Сергеем и Мишкой, мы двинули к месту общего сбора. Там нас должны были уже ждать остальные. Встретившись, и затарившись нужными продуктами в ближайшем супермаркете(изза безумных очередей потеряли кучу времени) мы наконец выдвинулись. Ехать было относительно недалеко, немного недоезжая Выборга, по трассе "Скандинавия" до поворотана с.Кирилловское. Потом двигаться в сторону Каменки и примыкающего к ней танкового полигона. По будням на нем частенько проходят стрельбы, территория оцеплена, везде часовые, и проехать проблематично(да и разбивать палатки под летающими в воздухе железными болванками не самая лучшая идея!) - но была суббота, и мы легко въехали на грейдер полигона.





Вот тут я впервые ощутил, что я не зря сменил резину на своем ТА. Грейдер представлял из себя гравий и песок в равных пропорциях (для танков-то нормально) - но моя новая Metzeler Enduro 3 Sahara замечательно эту дорогу переваривала, несмотря на загруженность мотоцикла.
Проехав полигон почти насквозь, с правой стороны мы увидели то что осталось от первой цели нашего путешествия  - финский ДОТ Sj4 "Поппиус"(по фамилии его командира - лейтенанта Поппиуса). От этого достаточно глобального сооружения почти ничего не осталось. Сразу после взятия его подорвали несколькими тоннами взрывчатки саперы РККА, но полностью уничтожить не смогли всеравно - слишком основательно его построили финны.
Несколько лет назад, какието придурки обозвавшиеся "поисковым отрядом Зимняя война" срыли оставшееся от Sj4 экскаватором,под предлогом поиска там тел погибших финских солдат....естественно ничего не нашли (перед взятием ДОТ, гарнизон его покинул забрав убитых) а крепость превратилась в мешанину земли и бетонных глыб. Уцелел только один полузаваленый вход в казарму - проникнуть туда довольно сложно,но Володя и Сергей пролезли. Внутри они обнаружили колодец с чистой водой.
Сейчас на вершине холма, который раньше был грозной крепостью стоит крест. У его основания - проржавевшие каски,саперные лопатки, осколки....подножие холма даже сейчас усеяно позеленевшими гильзами от винтовки Мосина.







Осмотрев первый ДОТ, прыгаем на мотоциклы и едем дальше по дороге - через пару километров сворачиваем в лес. И практически упираемся в Sj2  - так называемую "испытательный бункер". Такое название прилипло потому что на этом сооружении когдато испытивали различные типы бетона,расстреливая его разнокалиберными снарядами. А когда начались боевые действия, Sj2 пригодился как укрытие. Сохранился относительно неплохо - но ничего особо интересного из себя не представляет.






День перевалил за вторую половину и пора было задуматься о лагере. изначально его планировалось разбить на оз.Желанном. Но выяснилось, что точной дороги туда не знает никто. Принялись искать. Были найдены несколько путей, которые вели в сторону озера но все они были довольно труднопроходимыми для тяжелых аппаратов. Тогда посовещавшись, приняли решение поехать по асфальту в объезд полигона и свернуть уже практически возле самого озера.

Вернулись на грейдер ,прошли обратно через полигон и отмахали с десяток километров по шоссе в сторону населенного пункта Гаврилово.





На одном из поворотов, сврнув с асфальта мы попали на лесовозную дорогу. Лесовозную, потому что вокруг явно велись лесозаготовки и пересекающие нам путь болота были засыпаны бревнами. Сама же дорога была полностью песчаной.  Легким эндурам Джебелу и XR такой песок что асфальт, а моему тяжело груженому Трансальпу пришлось тяжеловато. В замучившись "отлавливать" байк на песке я ссадил Татьяну и песчаный отрезок преодолел в одиночку.





Въехав в лес, мы без труда нашли хорошую полянку для лагеря на самом берегу озера. Разложили палатки, разожгли костерок. Поставив раскладной мангал, сообразили шашлык. И до темноты болтали, пили виски, ели мясо:)




************************
Утром я проснулся раньше всех. Вылез из палатки и пошел на берег озера. Озеро скрывал туман. Не плотный, но довольно красивый. Он какбы клубился на самой водой не трогая берега. Описать в полной мере очень сложно. К сожалению, не смог сфотографировать-батарейка в фотоаппарате села.

Глядя на этот туман мне вспомнилась одна из легенд про эти места. По ней, недалеко от озера Суммаярви, на берегу речки Марайоки (это рядом, меньше километра от нашего лагеря) сидел такимже ранним утром безымянный финский солдат и кипятил чай. Незаметро подкравшийся красноармеец убил его в спину. Солдат упал, опрокинув котелок с чаем, который вылился в реку. С тех пор, вода в Марайоки цвета крепко заваренного чая, и говорят, что ранним утром, сквозь туман, который окутывает Суммаярви иногда можно различить на противоположном берегу фигуру человека в белом маскхалате и на лыжах....это тот солдат досих пор ищет своего обидчика...
************************
Когда все проснулись, и позватракали - было принято решение идти искать ДОТ Sj5 "Миллионный". Называется он так, потому что его потройка обошлась Финляндии в миллион марок. Чтобы ктото присматривал за лагерем идти решили поочереди, сначала Володя, Ярослав и Serg и после них мы с Татьяной и Миха. Бобас к тому моменту уже уехал-у него в Питере были какието дела.
Вобщем наша троица пошла второй. Чтобы особенно не плутать,взяли в наших "первопроходцев" GPS с трэком пути до Sj5.
Шли недолго. Сначала вообще по дороге, ведущей дальше вдоль озера, потом свернули в лес. Дорога постепенно превратившись в тропинку потом исчезла вовсе. Только слабая примятость травы показывала что здесь недавно ктото проходил.
Стали всё чаще попадаться заплывшие землей окопы, остатки пулеметных гнезд, ходы сообщения. Проржавевшей колючей проволоки под ногами было столько, что  наверно её тут можно былобы добывать в промышленных масштабах... Вот справа показалась полоса "зубов дракона" - гранитных противотанковых надолбов, закопаных в землю в 3 ряда. Мы пошли вдоль них.




Вдруг под ногами снова зазмеилась выползшая из травы тропинка. Она привела нас к реке Марайоки, той самой, которая упоменается в легенде про "белого финна". Вода в ней действительно  очень напоминает крепко завареный чай: мутная, зелено-коричнево-желоватая....оно и понятно, вокруг болота. Перебравшись через речку по переброшенному бревну и пройдя ещё метров 150-200 мы остановились у подножъя довольно высокого холма поросшего лесом. На его вершине и находился ДОТ Sj5"Миллинонный".
ДОТ был здоровым. Даже не смотря на то, что его боевые казематы почти полностью разрушены и уцелел в основном командный пункт и казарма в восточном каземате (западный каземат вместе со всем личным составом был полностью уничтожен  саперами РККА 12 февраля 1940г).




Влезть внутрь можно было с 2х сторон - я полез там где было больше места. Аккуратно миновав очень сильно покореженую взрывом толстую бронедверь, я погрузился в холодную сырость подземелья....Честно говоря, сначала даже мурашки побежали - тихо(снаружи звуки не проникали), холодно и сыро....какбудто в могиле. Потом, фонарик выхватил из темноты остатки трубопроводов идущих вдоль стен - здесь было отопление и вентиляция и даже водопровод для охлаждения пулеметов. Чем глубже спускались, тем легче становилось - потолок становился выше, разрушения меньше. Место где была казарма гарнизона практически вообще не тронуто. Даже сохранились крепежи деревянных двухярусных нар к стенам.
Полазив по всем доступным для пролезания местам, мы стали выбираться наружу.Кое где лезть приходилось очень осторожно, изза торчащих то здесь то там огромными пучками и завязаных взрывом в узел прутьев арматуры толщиной до 4 сантиметров.
Когда вылезли - решили ещё прогуляться. Спустились вниз, с подножию ДОТа, со стороны откуда финнов атаковали бойцы РККА. Шли очень аккуратно - колючей проволоки здесь стало ещё больше. Земля изрыта огромными воронками-так часто, что найти ровный участок практически нереально. Часто попадаются валяющиеся на земле или торчащие из земли осколки снарядов, мин. Плато по которому мы шли, было позвано красноармейцами "Долиной Смерти" - местность была открытая и простреливался каждый сантиметр.




Вобще это место произвело на меня очень сильное впечатление. Жаль что это всё никому не нужно....потихоньку рассыпается в пыль,ржавеет...растаскивается на металлолом.....и скрее всего через 10-15 лет никаких следов от этих мощных укрепленй просто не останется. Очень жаль.




Побродив ещё немного мы двинулись в обратный путь. День перевалил далеко за полдень и надо было собираться в сторону дома. Когда мы подошли к лагерю, ребята ждавшие нас уже сложили свои палатки. Наскоро перекусив и быстро собравшись мы покинули Summajarvi.
Обратная дорога прошла без особых приключений, если не считать что на заправке, куда мы заехали, какойто мужик въехал Мишке в стопарь. Естественно разбил. На месте платить он отказался,пришлось вызывать ГАИ. Пока тянулись выяснения-разборы потеряли несколько часов. Радует что хоть по всем раскладам правы оказались мы.
Домой приехали уже под вечер.
Полная версия фотоотчета о поездке http://photofile.ru/users/zmey_spb/3598407/
Категория: сезон 2008 | Добавил: Алексей (10.07.2008)
Просмотров: 305
| Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Мои путешествия

Я на Facebook

Я вконтакте

Вверх