Четверг, 25.04.2024, 13:21

Путешествия

Главная » Статьи » сезон 2008

Карельский перешеек

Всё началось с желания отметить свой недавно прошедший день рождения с друзьями. Понятное дело, в городе я этого делать не хотел, было большое желание прокатиться (хотябы не очень далеко), посмотреть на что-нибудь интересное, потом, вечером разбить палаточки, шашлычок соорудить….:))) Для начала нужно было определиться – кто едет. На «вконтакте» была закинута идея и через неделю круг желающих присоединиться определился.

Теперь назрел новый вопрос – куда? Долго ждать не пришлось – ребята предложили посетить ежегодный реконструкторский фестиваль «Майское дерево» проходящий в Выброге в последние выходные мая. Также по ходу развития этой мысли вспомнили что чуть дальше Выборга есть поселение «Свенгард», где любители реконствукции воссоздали варяжскую общину и так и живут – со всеми нюансами того времени, вплоть до неиспользования электричества…Х век у них одним словом…

Обсудив все моменты культурной программы и договорившись о встрече, дожидаемся назначенного дня. И вот оно-раннее утро 31 мая. Багаж уже уложен,хоть допоздна собирались-сна ни в одном глазу. К 8 утра встречаемся у подъезда Илюхи и дальше-к месту общего сбора. Город ещё толком не проснулся-оно и понятно,выходной. Приезжаем первые. Ярки с другом и Володи пока нет. Коротаем время попивая кофе из рядом стоящего Макдональдса. Приезжают опаздавшие. Минут 10 ещё болтаем потом заводимся и в путь. Дорогой до Выборга мы определили трассу «Скандинавия», как самую хорошую из 2х имеющихся вариантов. Действительно – дорога широкая, асфальт ровный, без выбоин, разметочка, все дела…. сплошное удовольствие вобщем.

Быстро, с удовольствием оглядывая пролетающие мимо красивые пейзажи, мы пролетаем 50км до первой остановки. Поскольку мы никуда не спешим – решили размять задницы и попить кофейку в кафе на заправке. Заправка заполнена туристами. Через какоето время к нам начинают подходить с просьбами сфоткаться с мотоциклами. Разрешаем и идем в сторону кафе. Покупаем там только кофе и чай – наши девченки предусмотрительно нашинковали бутербродов, и теперь под недобрыми взглядами продавца (не судьба сделать кассу сегодня) мы расположились за столиками, стоящими на улице, заняв 1 стол собой и ещё один шлемами и перчатками.

Перекусив , двигаем дальше. Летящие навстречу дорожные указатели заботливо извещают нас : «ВЫБОРГ 60….45….29…..». Нашу колонну обгоняет BMWшная эндура. Водитель пролетает мимо не обратив внимание на то что с ним поздоровались…..ну не хочешь-ради Бога… Ближе к Выборгу дорога портится. Даже не то чтоб просто портится, а становится РЕАЛЬНО РАЗБИТОЙ. Кое как пробираемся неторопясь….хуже всего приходится Лёхе Варягу – он позади нас едет на 99х Жигулях, везет наши рюкзаки и палатки. Выборг я если честно, толком не разглядел. Всё изза качества их дорог. Мало того что они находятся в недоремонтированном состоянии(срезан асфальт, все это посыпано песком, и то здесь то там довольно приличные ямы) так ещё и ехать приходится по дороге вымощеной булыжником. Понятно, город старый, его история идет аж с 1293 года.

Подъезжаем к замку. Он стоит какбы на острове. Я бы сказал что он снаружи даже красив, еслиб центр замка не был убран в строительные леса. Реально портят всю картину. Но никуда не денешься. Слезаем с мотоциклов,идем на разведку. Вокруг всё больше и больше народа в плащах, шляпах, рясах и прочем средневековом прикиде. Подходим к воротам – там очередь за билетами. Выясняем что билет на одно лицо стоит 500р. Почти собрались покупать, но тут выясняется такой момент, что самое интересное начнется ближе к ночи. Тоесть какраз в то время когда нам надо уже сидеть пьяным у костра поедая шашлык за мое здоровье….Вот однако незадача! Но мы не стали расстраиваться – решили что не стоит зацикливаться на этом мероприятии и поехать дальше-в «Свенгард». А на сэкономненные средства основательно закупиться продуктами. Доехав до супермаркета «Карусель» мы как следует затарились различными коньяками да мясами, погрузили всё это в машину и двинули в гости к варягам. Дорога быстро вывела нас на уже полюбившуюся «Скандинавию» и мы полетели…..пейзажи проносились мимо один другого краше. Стали часто попадаться огромные валуны по краям дороги. Они лежали так, как будто какойто громадных размеров ребенок играл ими-играл….а потом бросил. Ну нет у меня другого сравнения. Потом я узнал – когдато очень давно здесь проходил ледник. Вот он то и принес эти глыбы.

Нам снова пришлось свернуть на второстепенную трассу. Она оказалась тоже довольно убитой – выше 3й скорости я не переключался. Черезщ какоето время справа появился деревянный столб с указателем и вырезанной на нем надписью рунами СВЕНГАРД. Поставив мотоциклы мы пошли к видневшемуся между деревьев поселению. Это были срубовые дома,сделаные по всем канонам тех времен. Частокол с надетыми на него черепами какихто зверей опоясывал не очень широкий двор. Внутри было полно туристов. Лёха Варяг, как человек уже тут бывавший и даже когото здесь знавший сразу повел нас в так называемую «гридницу» – место где в те времена жила дружина и хранилось оружие. Дружины там не было зато оружия было хоть отбавляй. Стол был застелен разного размера кольчугами, несколько шлемов (настоящих, кованых) лежали на краю, на стенах висели украшенные рунами щиты, метательные топоры,нательные рубахи и войлочные поддевки под доспехи. Если честно – глаза разбегались. Тут зашел парень, одетый соответственно тутошней эпохе, и объяснил нам что если мы хотим экскурсию то пожалуйста, по 250р с носа и вперед. В эту же сумму входило и пофоткаться в доспехах и пострелять из лука или покидать топоры. Отдельно только сувениры, которые можно было купить в лавке на 2м этаже. Куда мы дружно и подались.

Сказать что в сувенирной лавке было великое изобилие-будет конечно слишком сильно. Но опятьже-для той эпохи вполне приличный ассортимент. Различные кошельки-сумки из грубо выделанной кожи, украшенные мехом и примитивными узорами, гончарные плошки с простым но красивым орнаментом, литые из чегото типа латуни побрякушки. Последние были явно древнего вида. Я спросил-неужели настоящие, на что мне честно ответили – «Нет конечно,но это копии с настоящих которые были выкопаны на раскопках в этих местах». Заметно. Особенно остановлюсь на тамошней алкогольной продукции. По 150р за литр у них можно было купить медовуху. причем которая сделана по тем ещё, старинным рецептам, ВООБЩЕ без спирта. Только вода и мед. Оказалась весьма вкусная вешь, немного покрепче кваса, похожа на него вкусом, но с медовым привкусом и ещё какимито травками. Только нас попросили быть с ней осторожнее – пьешь, вроде компот,а потом встать не можешь. Короче мы у них купили ВСЕ ЧТО У НИХ БЫЛО:)

После этого я всётаки решил таки примерить на себя полное вооружение варяжского воина. Ощутить , так сказать, на себе. Один из ребят помог мне с кольчугой (цепляется за все если не одеть специальную рубаху под низ) , дал длинный меч и щит. Шлем тоже пришелся какраз. Нелегко было , скажу я вам, биться даже в таком, можно сказать легком доспехе….одна кольчуга весила около 12-13 кг.+шлем гдето 5-6 + меч столькоже…щит был деревянный и особо много не весил.

Порассекал я в таком импозантном виде , потом все поснимал и пошли мы из лука пострелять. Чезарина , Лёха Варяг, я и Татьяна. Помогать в этом нелегком деле взялся местный кузнец – здоровый парень, лысый как коленка. Преже всего он провел инструктаж на тему «как сделать так чтоб эта палка стреляла». Скажу я вам, не самое легкое это занятие-стрельба из лука. Руки надо иметь огого. Да и тренировка тоже не помешает. У меня получилось раза со второго, хотя на здоровье не жалуюсь. Кто в детстве не играл в индейцев там, и прочее? Да все почти. Но никогда ещё я не стрелял из настоящего лука настоящей стрелой (диаметром в мизинец и длинной примерно 60-70см) с тяжелым, кованым наконечником. Когда одна из моих стрел вошла в забор который стоял за мишенями – я еле её (стрелу) вытащил из деревяшки, раскачивая как глубоко вошедшее лезвие ножа….а если таким в человека? Серьезно….

Вобщем проведя какоето время в «Свенгарде» мы стали собираться дальше – по плану у нас было уже разбить лагерь, пожарить шашлык и начать праздновать мой хеппибёздей. О месте стоянки мы долго думали и в итоге решили просто отправить ребят на легких эндурах на разведку. Найдут хорошее место-туда и поедем. Но через некоторое время выяснилось чтовсе хорошие места либо непроходимы либо весьма многолюдны. Стали думать. В итоге решили поехать на озеро Ланское.

Снова потянулись километры довольно разбитой дороги. Вроде асфальт…но ехать нужно в постоянно напряжении, отлавливая и объезжая ямы и кочки. Через какоето время асфальт плавно перешел в грунтовку а после этого дорога и вовсе свернула в лес. Володя сказал что осталось около километра – и мы пошли на последний рывок.

В принцепе, для леса, дорога была ничего… две колеи глубиной около 20-30см, сухо….самое большое неудобство было в том что она то резко уходила вниз то почти вертикально прыгала вверх. Через полкилометра показались лужи, объехать которые было просто нереально. Пришлось преодолевать.Первая лужа, вторая….дальше дорога стала становиться более мокрой. В колеях появилась скользкая грязь. Не имея большого желания валять хорошо груженый мотоцикл (признаюсь,опыта езды по бездорожью у меня негусто) я поменялся конями с Илюхой (у него подобного опыта не впример больше), пересел на его Degree и уже без проблем доехал до места лагеря.

Место, выбранное нами для лагеря было весьма симпатичной полянкой на берегу озера. Судя по всему люди тут периодически бывают.Мы разбили палатки, вытащили хавчик, разложили костерок. Первый тост – и пошло:) Нет, у меня ещё никогда небыло дня рождения замечательнее! За разговороми шло время. Тут со стороны дороги послышался шум моторов и к нам на полянку один за другим вкатились Володя Bobas на Honda XR250 и его сын Андрюха Shan на Yamaha Diversion 600. Догнали:)) Вспомнив нашу дорогу до лагеря я спросил их как дошла Диверсия. Оказывается они ехали по другой, вполне нормальной, дороге. Да, песочек там был, но это самое большое неудобство. Естественно, обратно решили ехать уже по ней.

***************************** Утро было просто отличным! Мы неторопясь собрались, уложили палатки, доели почти все что у нас оставалось. Танюха решила искупаться в озере(Варяг нашел недалеко от нашего лагеря отличный песчаный пляж). Тамже я наткнулся на остатки траншей времен второй мировой. Полузасыпаные, но всеравно очень узнаваемые. Вернувшись в лагерь я поделился находкой с народом. Оказывается тут все леса изрыты окопами. Зацепилась эта тема и Володя VovaVG казал что можно доехать до пары взорванных финских ДОТов времен советско-финской войны . На том порешили.

Выбравшись с грунтовки на асфальт я, что называется «дал жару» – открутил ручку насколько позволял инстинкт самосохранения. Так соскучился по нормальной скорости:)) Неспеша петляя по дороге (практически как горный серпантин на югах, но вокруг лес) мы снова вышли на «Скандинавию».Заправившись на первой попавшейся заправке по завязку, мы взяли курс к новой точке нашего маршрута – двум ДОТ финского укрепрайона Лейпясуо. Съехав с дороги на нужном повороте мы снова оказались на лесной грунтовке. На этот раз она было более сыпучая чем прошлая, но полетела почему то быстрее. Останавливаемся на полянке между двух с виду непримечательных холмов. Взобравшись на них обнаруживаем что стоим на обрушившейся крыше довольно внушительного ДОТа. Провал длинной метров 10, может больше. Там под нами, под 3-4 метровым слоем камней и метровой бетонной крышей были казармы для гарнизона охранявшего этот район. Догадки подтверждаются почти сразу – из земли неподалеку торчат 2 изогнутые (чтобы нельзя было забросить внутрь гранату) бетонные печные трубы. Обходим ДОТ со стороны реки Перовки (во время войны она носила финское название Перонъёкки) – перед нами место, где на специальном казематном станке когдато стоял пулемет, защищенный толстенными бронеплитами, болты крепления кторых досих пор торчат из бетонных нагромождений. Сами плиты какие то ушлые люди уже срезали с сдали в металлолом…..как рука поднялась?

В некоторых местах видны проходы внутрь. Попробовли пролезть – темно, беремся за фонарики. Но тут почти ничего нет. Практически сразу за проходом все завалено песком или камнями. Сверху, на толстенной аматуре свисают обломки бетонных перекрытий. Свет фонарика вырывает из темноты стены и потолок, изгрызеные выбойнами от осколков….. На входе надпись «Le-6 время постройки – весна 1937″ и тоже самое на финском. Идем дальше – следующий ДОТ. Le-7. У этого внутренние помещения сохранились чуть лучше-но всеравно, большинство казематов завалено. У входа находим мятый бетонобойный снаряд от 153мм гаубицы. Такими, в февреле 40 года советские войска расстреливали эти ДОТы прямой наводкой. Чтобы както разрушить укрепление, нужно было выпустить около 100 снарядов практически в одну точку. У любей в гарнизоне ДОТ лопались барабанные перепонки, из ушей шла кровь. Отбойный молотк одним словом. Финны так и прозвали эти гаубицы – «сталинские кувалды»

Выбираемся наружу. С крыши видно что от развалин в чащу леса уходят окопы, вернее то что от них осталось. Отчетливо угадываются пулеметные гнезда. Спускаемся – на земле то здесь то там видны следы недавних раскопов. Тут копают до сих пор хотя именно эти 2 ДОТ по разговорам самих копателей остаются самыми опасными из всех что остались от Линии Маннергейма. Вероятность того что копая нарвешься на мину или неразорвавшийся боеприпас, или на тебя просядет 3 метровой толщины бетонный потолок весьма высока.

**************************************

Пора двигать домой. Выезжаем с грунта на асфальт выстраиваемся в колонну и вперед. Машин на дороге стало больше – нас постоянно обгоняют. Но это не мешает – идем ровно около 100кмч. Ближе к Питеру остановились на перкур. Это крайняя совместная остановка, дальше все едут так как им удобно. Мы остаемся с Чезариной и Илюхой. На КАДе скорость уже около 120 а местами и больше – доезжаем домой отосительно быстро…. Уже поставив мотоцикл в гараж и идя домой, неторопливо потягивая пиво, стараюсь разложить в голове море ярких впечатлений. Карельский перешеек – это я вам скажу ЧТОТО! Я обязательно поеду туда ещё и ещё.

Фото мои, Володи Vovavg, Лёхи Варяга

Категория: сезон 2008 | Добавил: Алексей (30.05.2008)
Просмотров: 426
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.